четверг, 7 февраля 2013 г.

книги по каптереву п.ф.

С 1921 г. – профессор Воронежского университета и Института народного образования, после преобразования которого в педагогический факультет университета (1922) стал его первым деканом. Одновременно заведовал педагогическим техникумом. В ряде статей, опубликованных в журнале «Педагогическая мысль» (1918–1922) – «О школьном самоуправлении и о школьной дисциплине», «П

Исследовал важнейший период в истории отечественной педагогики и школы – судьбу народного образования в России после отмены крепостного права (1861), охарактеризовал общие периоды развития русской школы и педагогики за время существования Российского государства, проанализировал источники движения теории и практики школьного воспитания и всей системы народного образования, указал причины этого движения – борьбу консервативно-правительственной педагогики с прогрессивной общественной педагогикой. С демократических позиций критиковал политику самодержавия в области народного образования и существовавшую систему школ. Эта же позиция определяла его отношение к педагогическому наследию К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова, Л. Н. Толстого, С. А. Рачинского и других педагогов второй половины XIX в.

Каптерев разрабатывал проблемы теории общего образования, определил сущность и содержание образовательного процесса, формы и методы общего образования. Общим основанием педагогики считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию). Обосновал необходимость вариативности общеобразовательных школ, дифференциации учебных курсов и всей структуры учебного процесса, а также целесообразность деления школ на классы, исходя из положения о существовании различных «типов ума» (продуктивный, непродуктивный, смешанный) и соответственно жизненных призваний юношества. Выделил признаки хорошего урока и правильного метода обучения, обращая особое внимание на эвристический способ преподавания. Выдвинул идею автономности педагогического процесса, свободного от давления государства и церкви. Необходимыми условиями такой свободы считал школьное самоуправление, независимость педагогического персонала, т. е. сосредоточение руководства школой в руках педагогического совета, а не директора, свободу союзов и собраний для учительства, улучшение материального и правового положения педагогов. С этих позиций разработал вопросы теории педагогического процесса, выявил его роль в формировании личности свободного гражданина и общественного деятеля. По Каптереву, общечеловеческое содержание педагогического идеала должно преобладать над «народными» ценностями, которые различны для каждого сословия. Анализировал соотношение биологического и общественного, возрастного и индивидуального в воспитании и образовании.

В петербургский период (1872–1918) разрабатывал проблемы дошкольной педагогики и семейного воспитания, дидактики, истории, русской педагогики, педагогической психологии. Выступил в защиту общественных дошкольных учреждений и теоретически обосновал их роль в формировании личности гражданина, сформулировал главные принципы взаимоотношений между детским садом и семьей, разработал основы семейного воспитания. Под редакцией Каптерева издана «Энциклопедия семейного воспитания и обучения» (1898–1910, 59 вып.; автор 10 вып.). Первый Всероссийский съезд по семейному воспитанию, организованный Каптеревым, способствовал развитию общественной педагогической мысли и распространению прогрессивных форм и методов воспитания. В научных работах Каптерев рассматривал проблемы интенсификации умственного развития детей раннего возраста, их общественно-нравственное развитие, значение игр и игрушек в становлении детской личности, роль нравственного и физического закаливания ребенка.

КАПТЕРЕВ Петр Федорович (7 (19) июля 1849 г., с. Кленово, ныне в Подольском районе Московской области, – 7 сентября 1922 г., Воронеж), педагог и психолог, профессор (1912). После окончания (1872) Московской духовной академии преподавал логику, дидактику, психологию, педагогику, историю педагогики и другие дисциплины в средних и высших учебных заведениях Петербурга, в том числе в частных женских гимназиях, женском Педагогическом институте, в Психоневрологическом институте, а также на курсах: Фребелевских и при Петербургском учебном округе. Активную преподавательскую работу и службу по Мариинскому ведомству (1885–1917) сочетал с общественно-педагогической деятельностью в Педагогическом музее военно-учебных заведений, в Петербургском педагогическом обществе, Фребелевском обществе, Петербургском комитете грамотности (золотая медаль в 1892 г. за «Дидактические очерки»). Активно участвовал в организации и проведении Всероссийских съездов по педагогической психологии (1906, 1909), экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916), семейному воспитанию (1912–1913).

Петр Федорович Каптерев

Афиша Киева. Новости, статьи, репортажи о Киеве и горожанах

Эффективное похудение с помощью иглоукалывания. Ведущие китайские врачи

Петр Федорович Каптерев

FESRL Отделы обслуживания читателей Информационно-библиографический отдел «Спасибо, что конца урокам нет...» Имя тебе - Учитель Петр Федорович Каптерев

Комментариев нет:

Отправить комментарий